ТРИЗ - Игра!

ТРИЗ как Игра

  1. Игра:
    - Изобретение новой системы.
  2. Игровое пространство:
    - Весь мир.
  3. Цель игры:
    - Главная полезная функция новой системы.
  4. Путь победы:
    - "Алгоритм Изобретения" – переход от того, что есть, к тому, что должно быть.
  5. За кого мы играем:
    - За "Идеальную Систему".
  6. Знамя победы:
    - Идеальный конечный результат.
  7. Места сражений:
    - Оперативные зоны (ОЗ). Иногда – вне ОЗ. Иногда – внутри компонентов ОЗ.
  8. Время сражения:
    - Оперативное время (ОВ). Иногда – до ОВ. Иногда - после ОВ.
  9. Кто главные "игроки":
    - Экторы (индукторы и рецепторы) – элементы ОЗ.
  10. Кто противник:
    - "Вредная Система".
  11. Цель противника:
    - Противодействие "Идеальной Системе", нередко – скрытое.
  12. Стратегия противника:
    - Негативные функции – главная, дополнительные, вспомогательные.
  13. Тактика противника:
    - Препятствия, конфликты, противоречия.
  14. Стратегия нашей победы:
    - Разрешение и устранение противоречий.
  15. Способ победы:
    - Изобретение эффективных идей.
  16. Вооружение:
    - ТРИЗ-модели.
  17. Союзники:
    - ТРИЗ-примеры.
  18. Необходимые условия:
    - Знания. Оперативные ресурсы.
  19. Достаточные условия:
    - Навыки. Творческие способности.
  20. Залог победы:
    - Целеустремленность и воля.


Трехминутный ТРИЗ-семинар

Очень коротко решение проблем и создание идей по ТРИЗ можно описать следующим образом:

для любой проблемы строится стандартная ТРИЗ-модель,
для которой подбирается и применяется соответствующий ТРИЗ-метод решения.


Этот цикл просто иллюстрируется хорошо известной в ТРИЗ схемой:

Классическая схема синтеза ТРИЗ-решения
Классическая схема синтеза ТРИЗ-решения

Не существует более эффективных методов, чем те, которые собраны в ТРИЗ и отражают мировой опыт создания сильных изобретений.

Обычный поиск решения выглядит как случайное блуждание в разных направлениях (рис. a). Стрелки с точками символизируют нерезультативные попытки решить проблему A. Очень часто решатель останавливается на первом удовлетворительном решении B', радуясь тому, что мучительный поиск можно прекратить, и убеждая себя в том, что лучшего решения не может быть.

В отличие от этого, ТРИЗ-поиск решения является целенаправленным и поддерживается специальными методами и моделями (рис. b). Поэтому ТРИЗ-поиск, во-первых, содержит мало нерезультативных проб, а во-вторых, позволяет получать идеи более высокого качества (точка B по сравнению с B').

a. Интуитивный поиск решения
a. Интуитивный поиск решения.
b. ТРИЗ-поиск решения
b. ТРИЗ-поиск решения

Изобретение идей в ТРИЗ выполняется с помощью специальных моделей, указывающих правильные шаги по направлению к цели – это Мета-Алгоритм Изобретения (МАИ) и Алгоритмы Решения Изобретательских Задач (АРИЗы).

В отличие от всех других теорий, опыт создания эффективных решений на основе ТРИЗ можно передавать, а следовательно, можно научиться ТРИЗ.

Следуя Генриху Альшуллеру – основателю ТРИЗ, приведем в завершение два ключевых ТРИЗ-тезиса:

ТРИЗ не ограничивает свободу творчества,
но ограничивает «свободу» ... делать ошибки.

ТРИЗ не заменяет творчества,
а служит творчеству.


Алгоритм Изобретения Т-Р-И-З™

Алгоритм Изобретения!

О таком волшебном интеллектуальном помощнике люди мечтали сотни лет.

Для многих ремесленников и творцов это была такая же тайна и мечта, как идея фикс о "философском камне" для алхимика, мечтавшего превращать с его помощью любой металл в золото и даже создать эликсир бессмертия.

Алгоритм Изобретения (АРИЗ) был рожден в Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

С его помощью можно создавать невероятные идеи!

Золотые идеи!

И даже бессмертные идеи!

А в начале Вашего пути с ТРИЗ Вам поможет Мета-Алгоритм Изобретения - Мета-АРИЗ или, совсем коротко, – МАИ.

Мета-АРИЗ приведет Вас к самым мощным версиям АРИЗ, магическая сила которых не меньше, чем у «философского камня».

ТРИЗ и АРИЗ обновляют ум.

"Преобразуйтесь обновлением ума" - сказано мудрецами.

Это – ключевая идея герба Модерн ТРИЗ Академии.

Последуем мудрому совету.



Алгоритм Изобретения Т-Р-И-З™

Здесь представлена схема Мета-АРИЗ в версии МАИ Т-Р-И-З (по названиям основных этапов - см. соглашение об авторизации).

МАИ Т-Р-И-З ориентирован на начинающих. Название Т-Р-И-З упрощает запоминание очередности и назначения этапов, поскольку легко ассоциируется с названием базовой теории - ТРИЗ.


Мета-Алгоритм Изобретения в версии Т-Р-И-З

Шаги МАИ Т-Р-И-З поддерживаются рекомендациями и моделями классической ТРИЗ.

Особенно важны инструментальные, практические рекомендации (модели) для шагов 2 Редукция и 3 Изобретение. На этих шагах основные модели ТРИЗ сведены в таблицы и каталоги, что существенно упрощает их применение для начинающих.

Циклический вариант схемы МАИ Т-Р-И-З приведен на рисунке.

МАИ Т-Р-И-З


МАИ Т-Р-И-З

Названия этапов Т-Р-И-З подобраны (первоначально T-R-I-Z - в английском и немецком вариантах) с целью упрощения запоминания схемы начинающими пользователями - через связь с названием основной теории ТРИЗ.

Подбор названий на русском языке вызвал немалые трудности из-за непривычности таких слов как "тренд" и, особенно, "зуминг". Кстати, в английском варианте для названия первого этапа применено слово "Targeting", которое, хотя и лучше отражает содержание операций на этом этапе, на русском языке было бы и вовсе неприемлемо. Но целью такого выбора было обеспечение одинакового написания и звучания аббревиатур МАИ с английским и немецким вариантами, а именно: Т-Р-И-З и T-R-I-Z.

Информационный обмен в мире глобализируется и интенсифицируется. Поэтому возникает цель улучшения взаимопонимания между всеми обучаемыми на трех указанных языках, из которых английский де-факто является рабочим языком интернационального общения по многим научно-прикладным направлениям. ТРИЗ не является исключением.

Позднее будут опубликованы дополнительные практические (технологические) аргументы в пользу такого выбора, связанные со стандартизацией представления процесса реинвентинга в банках моделей МТРИЗ. Подобная миграция и унификация терминов постоянно происходит в различных научных и прикладных областях, например, в программировании.

Следует сказать, что пятилетнее (на конец 2009 года - М.О.) экспериментальное применение МАИ T-R-I-Z, в том числе в России, не вызывало даже вопросов относительно названий этапов.


И в заключение совместим МАИ Т-Р-И-З с самой первой "классической" схемой процесса решения проблемы по ТРИЗ из раздела "Трехминутный ТРИЗ-семинар":


Схема процесса решения проблемы по ТРИЗ


SMART Т-Р-И-З™

Этот алгоритм называется SMART – Simplest Meta-Algorithm of Resourceful Thinking ( с англ.: Простейший Мета-Алгоритм Изобретательного Мышления). SMART применяется нами с конца 1990-х, а в 2000 году появилось его специальное название Т-Р-И-З, сконструированное для полного совпадения и созвучия с ТРИЗ.

SMART предназначен для начального освоения процесса решения задач по ТРИЗ.



Первым этапом является "ТРЕНД", в соответствии с которым осуществляется:

  • диагностика исходной ситуации,
  • выявление проблемы,
  • формулирование цели (улучшения объекта),
  • определение направления решения проблемы.

Для этого пользователь должен ответить как минимум на следующие вопросы, ориентированные на улучшение объекта и образующие группу вопросов "ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ":

  • "ЧТО": какое свойство объекта нужно улучшить,
  • "ГДЕ": указать место в объекте, которое должно быть улучшено, например, рабочий орган,
  • "КОГДА": в какое время улучшение должно проявиться.

Эти три вопроса иногда приходится интерпретировать иначе, предусматривая предстоящее устранение недостатков:

  • "ЧТО" мешает требуемому функционированию объекта,
  • "ГДЕ" находится причина неудовлетворительного функционирования объекта,
  • "КОГДА" проявляются имеющиеся недостатки.

Начиная со следующего шага "ФАКТОР 1 ИЛИ Z" процесс решения проблемы может пойти по одному из двух принципиально отличающихся путей в зависимости от того, какие свойства и каким образом будут участвовать в моделировании проблемы.

Так, в первом случае, проблема может состоять в конфликте (несовместимости) двух различных свойств, обозначенных как фактор 1 и фактор 2. Такой конфликт носит название стандартного противоречия. Во втором случае проблема состоит в том, что конфликтующие (несовместимые) требования предъявляются к одному и тому же свойству, обозначенному как Z. Такой конфликт носит название радикального противоречия.

В любом случае на этом шаге формулируется цель изменений: требуется получить функционирование объекта, удовлетворяющее новым требованиям. Для этого нужно ответить на вопрос "ЗАЧЕМ": зачем требуется изменить объект?


Маршрут Первого Направления Решения

Пусть выявлен фактор 1 (свойство, параметр, состояние), который надо улучшить.

На следующем шаге "МЕТОД" проводится анализ того, "КАК" может быть достигнуто требуемое улучшение.

Понятно, что цель не достигается, и поэтому существует исходная проблема, требующая изобретательского решения.

Заключительный шаг "ФАКТОР 2 ИЛИ Z" отвечает на один из двух вопросов:

  • какой фактор 2 ухудшается при улучшении фактора 1 известным методом,
  • какой фактор 2 мешает требуемому улучшению фактора 1.

Выявление обоих факторов 1 и 2 приводит к формированию модели проблемы в форме СТАНДАРТНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Запись этих факторов в произвольной (нестандартной) форме переводит процесс решения проблемы на этап "РЕДУКЦИЯ".

Далее нужно факторы 1 и 2 представить в стандартном виде. Для этого нужно подобрать подходящий формальный фактор из стандартного списка, включающего всего 39 факторов. Этот список один и тот же для обоих факторов.

Так, фактор 1 отождествляется с одним из плюс-факторов, а фактор 2 – с одним из минус-факторов.

Процесс решения проблемы переходит на этап "ИЗОБРЕТЕНИЕ".

Плюс-фактор и минус-фактор служат входами в квадратную Ас-матрицу, а именно, номер плюс-фактора задает строку этой матрицы, а номер минус-фактора – столбец матрицы.

На пересечении выбранных строки и столбца находится клетка Ас-матрицы с записанными в ней номерами моделей трансформации (специализированных навигаторов) из Ас-каталога.

Для решения проблемы рекомендуется изучить выбранные трансформации из Ас-каталога и интерпретировать их рекомендации и примеры применительно к решаемой проблеме.


Маршрут Второго Направления Решения

Еще на шаге "ИСХОДНАЯ СИТУАЦИЯ" может быть выявлено, что суть проблемы состоит в том, что один и тот же фактор Z должен быть, например, увеличен до значения +Z для достижения одной цели функционирования, и должен быть уменьшен до значения -Z для достижения другой цели функционирования, также важной и обязательной для объекта. Если –Z появляется как нежелательное состояние, то тогда должны быть устранены условия, ведущие к этому состоянию.

Так или иначе на шаге "МЕТОД" устанавливаются возможности и препятствия для реализации в объекте обоих значений фактора +Z и -Z.

Запись несовместимых значений фактора Z в одной из стандартных форм приводит к переходу на этап "РЕДУКЦИЯ" и к формированию РАДИКАЛЬНОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ.

Для его разрешения на этапе "ИЗОБРЕТЕНИЕ" используются модели фундаментальных трансформаций, сведенные в Аф-каталог.

Проверка Решения


При возникновении идеи процесс решения переходит на этап "ЗУМИНГ", означающий проверку качества решения.

Алгоритм SMART Т-Р-И-З™ должен выполняться "автоматически" – по памяти – для любой вновь решаемой проблемы.

Для его ускоренного запоминания "наизусть", а также для ускоренного изучения и освоения моделей трансформации из Ас-каталога и Аф-каталога в учебнике EASyTRIZ Вы найдете специальные методические приемы.

В следующем разделе "MTRIZ Реинвентинг" Вы увидите, как применяется алгоритм SMART Т-Р-И-З™.



MTRIZ Реинвентинг

Фундаментом обучения основам Модерн ТРИЗ является реинвентинг: моделирование, воспроизведение процесса создания любого изобретения обучаемым так, как будто бы это изобретение было сделано с самого начала с помощью ТРИЗ.

Пример рассматривается только для демонстрации основных этапов SMART Т-Р-И-З™. Подробное изучение каждого шага дается в учебниках EASyTRIZ.


Пример реинвентинга на основе SMART Т-Р-И-З™: аквариум с миллионом рыбок.


Общее неформальное описание исходной проблемной ситуации:

Каким образом можно быстро изменить содержимое аквариума, чтобы обеспечить большее разнообразие среды и даже видов рыбок?

Реинвентинг известного решения по SMART Т-Р-И-З™:


Шаг 1. Тренд

Итак, проблема видится в том, что приходится слишком часто менять содержимое аквариума, включая живых обитателей аквариума, а это очень трудоемко.

Действительно, можно предположить, что для смены содержимого аквариума понадобятся дополнительные аквариумы для временного пребывания там других видов рыб. Могут понадобиться дополнительные конструкции для изменения среды (подводной архитектуры) внутри объема аквариума. Все это выглядит непростым для реализации.

Цель: изменять содержимое аквариума, но чтобы это не было сложно и трудоемко.


Шаг 2. Редукция

Стандартное противоречие представляется в стандартной графической, табличной или текстовой форме.

На физическом уровне рассмотрения это выглядит как выполнение нужных операций в объеме аквариума. Причем содержимое аквариума состоит из подвижных объектов.

Пример графического представления:

Пример графического представления

Для стандартного противоречия можно подобрать формальные значения плюс- и минус-факторов. Например, исходному плюс-фактору "внутренний объем аквариума с подвижными объектами" можно поставить в соответствие формальный плюс-фактор "19 Объем подвижного объекта" из Ас-матрицы. Минус-фактору можно поставить в соответствие формальный минус-фактор "07 Сложность устройства" из Ас-матрицы.

Тогда полную цепочку "микрошагов" по решению проблемы до данного момента можно представить графически:

Пример графического представления

В рассматриваемом случае из ячейки Ас-матрицы с координатами "+19" и "-07" выписываем следующие номера методов (специализированных навигаторов) решения задач: 03 и 10.


Шаг 3. Изобретение

В первую очередь для решения поставленной проблемы выполняется интерпретация рекомендуемых навигаторов из Ас-каталога.

Контрольное решение достигается с помощью навигатора 10:

10 - "Копирование":
a) вместо недоступного, сложного, дорогостоящего, неудобного или хрупкого объекта использовать его упрощенные и дешевые копии;
b) заменить объект или систему объектов их оптическими копиями (изображениями); использовать при этом изменение масштаба (увеличить или уменьшить копии);
c) если используются видимые оптические копии, перейти к копиям инфракрасным или ультрафиолетовым.

Идея: предложена система для копирования аквариума с любыми видами рыбок. Система содержит демонстрационное устройство, например, монитор компьютера или проектор, установленный за тонким аквариумом с небольшим количеством воды, в котором создается движение пузырьков воздуха и естественное покачивание некоторых растений. Сами рыбки и их среда обитания демонстрируются в видеозаписи. Совмещение планов создает иллюзию присутствия рыбок в "большом" аквариуме.


Шаг 4. Зуминг

Основное противоречие устранено. В таком "аквариуме" можно содержать хоть миллион разных рыбок.

Недостаток: наблюдение "аквариума" возможно только со стороны его передней стенки.

Очень сильный системный сверхэффект 1: отсутствие самих рыбок, которые находились бы в неволе в аквариуме.

Сильный системный сверхэффект 2: становится технически несложным создание "аквариумов" любого размера, например, для офисов, холлов отелей, для детских садов и школ.

Сильный системный сверхэффект 3: возможность демонстрации любых обитателей водной среды.

Подобное решение может иметь широкое применение.


Краткое описание результата реинвентинга

Разработана система для копирования аквариума с любыми видами рыбок. Система содержит демонстрационное устройство, например, монитор компьютера или проектор, установленный за тонким аквариумом с небольшим количеством воды, в котором создается движение пузырьков воздуха и естественное покачивание некоторых растений. Сами рыбки и их среда обитания демонстрируются в видеозаписи (прием 10 Копирование). Совмещение планов создает иллюзию присутствия рыбок в "большом" аквариуме.

Реинвентинг является основой всех технологий МТРИЗ.

Изучение десятков примеров реинвентинга, а затем самостоятельное выполнение реинвентинга и создание стандартных описаний примеров с известными решениями – есть также основа технологии обучения EASyTRIZ.

Copyright (c) Modern TRIZ Academy International 2024